Перейти к навигации

Аутсорсинг и аутстаффинг для повышения экономической эффективности бизнеса

Известно, что эффективность работы информационной инфраструктуры компании напрямую зависит от того, насколько качественно и своевременно осуществляется ее поддержка и развитие. Именно фактор соответствия ИТ-инфраструктуры компании текущим бизнес-задачам в условиях конкуренции и быстрого изменения внешней бизнес-среды является одним из ключевых. По мере развития инфраструктуры растут и требования к уровню технической поддержки и информационному сопровождению.

Часто бывает так, что реальный уровень осуществляемой технической поддержки в области информационного обеспечения перестает соответствовать предъявляемым к нему требованиям.

Когда в компании ИТ-инфраструктура офиса состоит из одного сервера и нескольких рабочих станций, с текущими задачами по поддержке может справляться один системный администратор. Но когда компания достигает определенных размеров, возникает необходимость в корпоративной сети, связывающей воедино все филиалы и офисы, что приводит к ситуации, при которой системный администратор просто не в состоянии эффективно устранять все возникающие проблемы. Наем на работу новых сотрудников и распределение зон ответственности вызывает ряд сложностей. Так, когда возникшая проблема находится на стыке ответственности разных ИТ-специалистов, каждый из них пытается переложить проблему друг на друга. В итоге из-за таких проблем как настройка компьютеров, прокладка сети или подключение нужного оборудования страдает основной бизнес-процесс компании. Именно на решение таких проблем нацелен ИТ-аутсорсинг.

Само определение ИТ-аутсорсинга прежде всего означает передачу сторонней организации части основных бизнес процессов компании так или иначе связанных с информационными технологиями. Одним из таких примеров применения модели ИТ-аутсорсинг услуг является аутсорсинг технической поддержки информационной инфраструктуры компании. Наиболее распространенным видом ИТ-аутсорсинга в настоящее время является абонентское обслуживание компьютеров и офисной техники. Для компаний облуживание компьютеров по договору является очень выгодным, поскольку позволяет существенно снизить издержки и сэкономить на оплате труда штатных сотрудников.

В настоящее время множество российских компаний практически во всех точках нашей страны предоставляют услуги ИТ-аутсорсинга различным компаниям и фирмам вне зависимости от их формы собственности, специфики деятельности и других, не менее важных особенностей.

Как отмечают специалисты, к it аутсорсингу все чаще прибегают быстрорастущие компании, у которых обычно недостаточно временных и материальных ресурсов для того, чтобы создавать полнофункциональное ИТ подразделение, поэтому они концентрируют внимание на профильных направлениях, передавая ряд вспомогательных функций на аутсорсинг.

IT-аутсорсинг компаний дает возможность сэкономить не только на оплате труда и налогах, но и освободить их внутренние ресурсы для решения других, более важных задач. Кроме того, услуги ИТ-аутсорсинга обеспечивают использование новейшего оборудования, гарантию наличия профессиональных знаний, опыта и технологий, как следствие - значительно снижаются уровень рисков, связанных с реализацией различных бизнес-процессов.

Основная цель, которую преследуют при переходе на аутсорсинговое обслуживание малые предприятия, как, впрочем, и все остальные, - это повышение эффективности бизнеса.

Повышение эффективности достигается за счёт следующих составляющих:
- снижение затрат на создание и обслуживание IT-инфраструктуры предприятия;
- изменение структуры затрат предприятия, заключающийся в уменьшении амортизационных отчислений за оборудование, поскольку оно принадлежит IT-аутсорсеру. Следовательно, себестоимость продукции, выпускаемой предприятием снизиться. Кроме того, все налоговые отчисления в соответствующие фонды для своих сотрудников осуществляет аутсорсер;
- передача части рисков, связанных с ИТ, компании-аутсорсеру.

В сфере малого бизнеса в зависимости от масштаба компании можно выделить следующие случаи перехода к аутсорсинговому обслуживанию ИТ-сферы.

1. Малые предприятия, количество рабочих мест (компьютеров) в которых не превышает 10 штук. С технической точки зрения IT-инфраструктура очень проста, компьютеры обычно объединены в локальную сеть посредством концентратора. Для выхода в Интернет обычно используется одна из рабочих станций, работающая в качестве шлюза. Выделенных серверов в сети обычно нет. С организационной точки зрения никаких обособленных подразделений еще нет, единая политика, стандарты и планы развития ИТ-сферы отсутствуют. Основной интерес для таких компаний ИТ-аутсорсинг представляет в качестве более экономичной альтернативы найма собственного сотрудника.

2. Компании, компьютерный парк которых насчитывает от десятка до пяти десятков компьютеров.
Сложность ИТ-инфраструктуры уже выше. В сети есть один или несколько выделенных серверов. Используются офисные мини АТС, значительное количество периферийного оборудования.
Нередко есть удаленные рабочие станции и даже небольшие подразделения, для которых необходимо организовать доступ к сети предприятия и возможность нормальной работы. Профессиональный уровень ИТ-специалистов должен быть достаточно высоким, что неизбежно влечет за собой рост расходов на их содержание.

Первым вариантом для таких компаний может быт аутстаффинг -эта услуга схожа с аутсорсингом, но предполагает не заказ конкретной услуги, а, скорее, рабочего времени специалиста.

В рамках договора определяется количество часов в неделю, которое специалист должен отработать на предприятии. Аутстаффинг позволяет снизить расходы на поддержку сети и IT-инфраструктуры, по сравнению с зачислением сотрудника равного профессионального уровня в штат. В то же время постановка задач и контроль его работы ложится на руководство предприятия-заказчика.

Другим вариантом для компании подобного масштаба может стать передача всех функций ИТ-отдела сторонней организации, или функциональный аутсорсинг.

Подобная модель сотрудничества предполагает, что за обслуживание рабочих станций, серверов, администрирование сетей и обеспечение работоспособности программного обеспечения полностью отвечает ИТ-аутсорсер. Данный вариант предполагает более высокие затраты, по сравнению с аутстаффингом, однако этот метод обеспечивает предприятию-заказчику более высокий уровень обслуживания, так как за решение проблем, связанных с обслуживанием ИТ-инфраструктуры, отвечает компания-аутсорсер.

Следует отметить, что помимо обслуживания, на аутсорсинг может быть отдано как аппаратное, так и программное обеспечение. Рабочие станции при таком подходе заменяются тонкими клиентами, вся сетевая инфраструктура сводится к одному или нескольким маршрутизаторам. Все сложное оборудование - серверы, системы хранения и резервного копирования данных, предоставляет клиенту аутсорсер, он же несет полную ответственность за их работоспособность. Программное обеспечение также может предоставляться ит аутсорсером.

Все вопросы лицензирования, поддержки, обновления программного обеспечения решает it аутсорсер самостоятельно. Клиент не тратится ни на дорогостоящее оборудование, ни на лицензионные отчисления за пользование программного обеспечения, он платит только установленную договором арендную плату за их
использование.

3. Малые предприятия, насчитывающие большое количество рабочих станций - от 50 до 100 и более и нуждающиеся в достаточно сложной IT-инфраструктуре.

По результатам исследований, именно эти предприятия реже всего обращаются к ИТ-аутсорсингу. Во многом из-за того, что они вполне способны сформировать собственную ИТ-службу, укомплектованную достаточно квалифицированными специалистами.
В то же время держать в штате нужное количество профессионалов будет слишком дорого. Таким образом, появляются специалисты, заменить которых достаточно сложно, уход подобного сотрудника может привести к серьёзным проблемам. В то же время именно компаниям такого масштаба передача ИТ-инфраструктуры на аутсорсинг позволяет получить наибольшие выгоды.

Исходя из вышесказанного, можно выделить следующие преимущества, которые может дать ИТ-аутсорсинг предприятиям малого бизнеса:
- снижение затрат на приобретение оборудования и программного обеспечения, налоговых отчислений;
- отсутствие необходимости создавать собственный ИТ-отдел и снижение за счёт этого расходов;
- возможность снизить стоимость владения и обслуживания ИТ-инфраструктуры предприятия;
- высокая квалификация сотрудников обслуживающей компании;
- разделение части рисков с аутсорсером;
- полная прозрачность всех расходов на ИТ;
- возможность быстрого доступа к новым технологиям и масштабирования.

Итак, развитие ИТ-аутсорсинга дает возможность руководителям компаний заниматься только профильной деятельностью, а техническое обеспечение и его оперативная работа возлагается на ИТ-компанию.

Таким образом можно констатировать, что эффективное и качественное исполнение работ ИТ-аутсоресором выведет предприятие-заказчик на лидирующие позиции на рынке, повысит качество предлагаемых им услуг и продуктов, что в конечном итоге даст компании дополнительные источники для повышения прибыльности.



Dr. Radut Consulting